музей истории мироздания РАЗДЕЛЫ



Логин:  Пароль: 

НОВОЕ НА САЙТЕ


 

В 21 веке должно быть что-то новое!

Музей истории мироздания

Судьба камнереза

Алексей Иванов

1_  3_  2_2_  4_

Безвестный житель города Асбест сло­жил о городе оду, краткую - в две строчки, но гениальную: «Я люблю родной Асбест, добывают в нём асбест». Овации. Но Асбест славен не только асбестом и поэтами.

От северной окраины города до посёл­ка Малышева боры и болота жестоко взры­ты множеством старых копей и шурфов, со­временными котлованами и разведочными траншеями. Одним боком посёлок Малышева съезжает в горные выработки. «Во глу­бине сибирских руд» здесь добывают изу­мруд. Здесь главное изумрудное поле Европы.

Первый зелёный камушек в этих ле­сах из-под корней соснового пня выколупал смолокур Максим Кожевников. Он по­тёр свою находку о рваный локоть армяка и решил, что сыскал гнилой аквамарин. Кожевников подобрал ещё несколько таких стекляшек и всей горстью по дешёвке про­дал тайному скупщику в Екатеринбурге.

При скупщиках вертелись шпионы Якова Коковина, командира Екатеринбург­ской гранильной фабрики. Шпион сторго­вал камушки у барыги и побежал на фабри­ку. Коковин положил камушек под прицел микроскопа, и душа камнереза вздрогну­ла: крестьянин наткнулся на изумруды. Их ещё называли сказочным персидским сло­вом «смарагд».

Это было в 1831 году. Находка под со­сновым пнём станет причиной, что крестья­нину Кожевникову при жизни поставят чу­гунный памятник, а камнерезу Коковину безжалостно сломают судьбу.

Взлёт Пенсионера

В XVIII веке в России было три граниль­ных фабрики: в Петергофе, в Екатеринбур­ге и на Алтае в Колывани. Они принадлежа­ли Кабинету- Министерству Император­ского двора. В 1800 году фабрики переш­ли в ведение Академии художеств. Пускай не горные генералы решают, какими ваза­ми украшать дворцы, а живописцы и архи­текторы.

Президентом Академии тогда был граф Александр Строганов, сам горноза­водчик. Граф искал в народе таланты, как горщик ищет в земле самоцветы. Это граф Строганов произвёл крепостного мальчика Андрюшу Воронихина в главные зодчие им­перии

Граф заметил дар камнереза в Яше Коковине. сыне камнереза и машинного ма­стера Екатеринбургской гранильной фа­брики. И Яша с мрачного Урала поехал в си­ятельный Петербург учиться в Академии

Яков Коковин блестяще закончил её в 1806 году. Выпускники становились «пен­сионерами» - получали от казны «пенси­он», чтобы несколько лет прожить и пора­ботать в Европе. Однако для Коковина Европа оказалась закрыта: здесь гремели на­полеоновские войны,

Коковин предпочёл вернуться на от­цовское поприще. Он начал работать маля­ром и скульптором, инженером и препода­вателем. Он был родовым камнерезом, он знал, что такое упорство и терпение. И, в конце концов, сын крепостного мастера до­бился славы и дворянства, выстроил себе особняк и возглавил Екатеринбургскую фа­брику.

Царь-ваза

В наследство от отца Якову Коковину остался огромный пыльный монолит благо­родной серо-зелёной яшмы с башкирского озера Капкан. Коковин решил вырезать из него грандиозную чашу, самую большую в мире, царицу ваз. Это был не просто проект, а выбор дела всей жизни. На такую вазу Ко­ковин потратил бы десятилетия, l/l он рас­считывал прожить эти годы с честью, чтобы иметь возможность завершить своё дело, пусть даже и стариком.

С 1818 по 1822 годы Коковин чер­тил план за планом. Ничего не нравилось. Академик-камнерез подбирался к идеалу на ощупь. Но требовалось ещё и одобрение на­чальства, ведь гранильная фабрика работала на дворец. Дерзание - для души, а ваза - для государя.

В 1824 году через Екатеринбург проез­жал император Александр I. Коковин про­толкался к нему через толпу вельмож, куп­цов, генералов, заводчиков, и распахнул чертёж царь-вазы. Государь поднёс к гла­зам лорнет, посмотрел и благосклонно кив­нул.

Коковин подступил к монолиту с ин­струментом - и обнаружил, что камень с дефектом. Отцовское наследие не годилось для сыновнего триумфа. Надо искать новую глыбу яшмы.

Её нашли через год, всё там же - на ка­меноломнях озера Калкан. Ещё год работ­ники выбивали глыбу из породы, ещё год везли в Екатеринбург. Лишь потом Коковин приступил к работе. Но он успел только за­думать и начать - а продолжил уже его уче­ник.

Волшебник Изумрудного города

В 1831 Яков Коковин, командир гра­нильной фабрики, организовал экспедицию на речку Токовую, где смологон Кожевников подобрал изумруд, и заложил там прииск. Изумрудов в России до того ещё не находи­ли. А изумруд, если весил больше 5 карат, был дороже алмаза.

Через два года в контору Коковина вло­мился начальник прииска вместе со всеми подчиненными ему солдатами. На стол гра­нильного командира начальник прииска бе­режно положил какой-то сверток. Руками, трясущимися от волнения, он развернул тряпицу и зарыдал.

Перед Коковиным лежал гигантский изумруд чистейшей воды весом в 1500 ка­ратов. Он был больше, чем изумруд Юлия Цезаря. Больше, чем легендарные камни богдыханов. Больше, чем смарагды драко­нов из «Тысячи и одной ночи». Он был са­мым большим в мире. И он войдёт в исто­рию как «изумруд Коковина».

В конторе Коковина имелась кирпичная камора вроде русской печи, её закрывала чугунная дверца. В каморе стоял запертый ларец. В ларце хранились «искры» - най­денные драгоценные камни. Солдаты в ка­раулке неусыпно охраняли контору, камору и ларец. В эту копилку Яков Коковин и по­местил изумруд. Опустошать копилку раз в год из Петербурга приезжал вооружённый конвой.

Но у Коковина была душа мастера. Надо было сразу отправить камень в Петер­бург экстренной посылкой, а Коковин ре­шил дождаться конвоя, чтобы успеть пока­зать эдакое чудо другим мастерам. И он ча­сто доставал изумруд для зрителей: гляди­те, как выглядит самое совершенное творе­ние неживой натуры! Ищите такие же! Бог щедр.

Бог щедр. А Яков Коковин, словно вол­шебник, по щедрости стал вторым после бога, потому что людям этот дивный изу­мруд больше никто никогда не показывал.

Граф Лев

Петергофская гранильная фабрика на­ходилась в ведении графа Льва Перовско­го, вице-президента Департамента уделов. Граф Лев был большим любителем драго­ценных камней. По служебным каналам до него дошёл слух об изумруде Коковина.

Через некоторое время от графа Льва в Екатеринбург привхал скромный чиновник Ярошевицкий. Он отозвал Коковина б сто­ронку и предложил за достойную комиссию передать камень графу Льву. Ну, пока ещё не приехал конвой, и уникальный камень не поступил на официальный учёт. Коковин отказался.

Ярошевицкий вежливо поклонился и уехал. А граф Лев не осерчал на Коковина. Если этот уездный землекоп ведёт себя, как дурак, с ним и поступят, как с дураком. И граф Лев написал донос, что Коковин яко­бы утаивает огромный изумруд. Хотя Коковину просто не подошёл срок открывать ка­мору для конвоя.

Ревизором в Екатеринбург помчался всё тот же Ярошевицкий, но теперь уже су­ровый и строгий. На глазах свидетелей он достал из ларца Коковина изумруд, взве­сил, обмерил и записал в протокол: кри­сталл тянет на 400 грамм с лишним, 11 см длиной и 3 см шириной.

Затем Ярошевицкий положил изумруд в ящичек, запечатал и с мастером Пермикиным отправил на Петергофскую фабри­ку. Пермикин довёз ящичек до столицы и видел, как его сиятельство граф Лев доста­ёт изумруд. А потом оказалось, что никако­го изумруда Коковин Ярошевицкому не от­давал, и никакого ящичка Пермикин Перов­скому не привозил, Спросить Пермикина было невозможно: он спешно отбыл на по­исковые работы в Забайкалье - «вне зоны доступа».

Из дворца грянул гневный приказ: вора Коковина - в каземат!

Шемякин суд

Якова Коковина, потомственного кам­нереза, академика живописи и дворянина, директора императорской гранильной фа­брики, заперли в одиночной камере екате­ринбургского острога. Заперли на три дол­гих года, пока шло следствие. А следствие вёл оренбургский губернатор граф Василий Перовскии. родной брат графа Льва.

В 1837 году в Екатеринбурге побывал цесаревич Александр. Поэт Василий Жу­ковский вез наследника по всей его держа­ве, знакомя с будущими владениями. Про острог Екатеринбурга Жуковский записал в дневник: «В одиночке сидит похититель из­умрудов. Шемякин суд!».

Граф Василий Перовский, ветеран Бо­родина, друг Пушкина и Владимира Даля, при всём старании не смог накопать до­казательств, что изумруд украден Коковиным. Чтобы оправдать три года одиночки, граф Василий обвинил Коковина во множе­стве мелких грехов вплоть до самовольного улучшения чертежей ваз, начерченных та­кими же художниками Академии, как и сам Коковин.

Суд выпустил Коковина из острога, но лишил работы и наград, лишил звания ху­дожника и дворянства. Яков Коковин вышел на улицы родного города как непойманный вор. Он писал обращения к Николаю I и про­сил пересмотра дела, но император и бро­вью не повёл.

Год позорной свободы оказался страш­нее трёх лет тюрьмы. В 1840 году мастеро­вой Екатеринбург снял шапки и понёс Коко­вина в гробу на кладбище. Город камнере­зов знал, что настоящий мастер не крадёт самоцветы. Драгоценный камень - это не капитал, сведённый природой в сияющую точку Камень - тайна. Мастер гранит ка­мень и разгадывает тайну - словно решает уравнение и выводит формулу абсолютной красоты. Можно быть автором формулы, но нельзя быть её владельцем. Не судите ма­стера мирской меркой. Это Шемякин суд.

Прошедшее будущее

Именем Коковина в старом Екатерин­бурге назовут площадь и улицу. Советская власть поместит на площади центральный рынок, а улицу переименует в честь рево­люционера Шейнкмана.

Вазу Коковина доделает его ученик Гав­рила Налимов. Высота вазы 178 см, а боль­шой диаметр овальной чаши - 167 см. В 1849 году ящик с этой вазой со всеми пре­досторожностями поставят на речную бар­ку. Отважный сплавщик проведёт барку мимо утёсов Чусовой и вниз по Каме, а по­том бурлаки ещё год будут тянуть судно по рекам, каналам и озёрам к Петербургу. Им­ператор Николай I, конечно, не узнает, что одно из чудес его дворца задумано тем, кого он счёл вором и обрёк на гибель. Сей­час эта ваза стоит в Эрмитаже.

Мастер Пермикин сохранит тайну гра­фа Льва. В Забайкалье он откроет пять ме­сторождений лазурита и вернётся на Урал, а здесь на махинациях с изумрудами прииска Коковина станет миллионщиком.

Льва Перовского, героя борьбы с Напо­леоном, государь назначит министром вну­тренних дел. Граф Перовский сменит графа Строганова на посту куратора Академии ху­дожеств, прославится как либерал, коллекционер и археолог, упокоится в мире и сла­ве.

Пока Яков Коковин ещё писал пись­ма императору, геолог Гюстав Розе открыл на Урале новый минерал и в честь любез­ного графа Льва назвал его перовскитом. Этот минерал ничем не примечателен кро­ме того факта, что он составляет половину всей массы планеты Земля.

Цесаревич станет императором Алек­сандром II. Он отменит в своей державе крепостное право. А дочь графа Льва Со­фья отречётся от семьи и уйдёт в народо­вольцы. Она разработает план, по которо­му боевики подстерегут царскую карету и бомбой взорвут императора Александра Освободителя. В1881 году Софью повесят.

«Изумруд Коковина» так никто и не найдёт. Видимо, граф Лев испугался и рас­пилил чудо на части. Самую большую часть он продал графу Кочубею. В революцию коллекция Кочубея уедет за рубеж, но потом советское правительство выкупит её. То, что сейчас называют «изумрудом Ко­ковина», экспонируется в музее имени ака­демика Ферсмана. Академик Александр Ферсман заинтересуется судьбой этого из­умруда, поднимет документы следствия и вынесет вердикт, на который в 1839 году не осмелился даже судья: Коковин - вор.

А за городом Асбест по-прежнему ры­чит самосвалами и лязгает ковшами экс­каваторов прииск Якова Коковина. В 1993 году здесь нашли самый большой изумруд России весом около 1200 г. Бог щедр.

Журнал "Графо Platinum" № 37, Зима 2011 г.

См. также:
Рейтинг@Mail.ru
©Использование любых материалов сайта, неукоснительно требует ссылки на Музей истории мироздания.